Как называют роспись стен по сырой штукатурке

Содержание

Роспись по штукатурке своими руками

Как называют роспись стен по сырой штукатурке

Роспись по штукатурке пришла к нам с давних времен, по этой технологии расписаны сохранившиеся древние храмы и дворцы. Такая методика наружной и внутренней отделки стен позволяет создать индивидуальный, неповторимый образ в жилых и общественных помещениях.

Расписывать можно как сырую, так и сухую оштукатуренную поверхность стен. Чтобы создать на поверхности стены настоящий шедевр, придется пригласить художника, умеющего работать в этом направлении. Несложный узор или рисунок можно нанести своими руками, но для этого нужно изучить технологию росписи стен.

Виды росписи

Чтобы получить фреску, изображение нужно наносить на сырую штукатурку

Живопись по штукатурке с каждым годом набирает популярность и является достойной альтернативой обоям.

Многим интересно, как называется роспись по сырой штукатурке.

В переводе с итальянского языка, слово сырой переводится, как фреска.

Существует два вида нанесения:

  • роспись по сухой поверхности может выполнить художник или человек, хорошо умеющий рисовать. Обойдется ручной рисунок более дорого, чем роспись по влажной поверхности по эскизу;
  • роспись по сырой штукатурке называется фреска. Нужно успеть нанести изображение до того, как поверхность высохнет. Такая техника требует тщательной подготовки.

Технология выполнения росписи по сырой и сухой поверхности существенно отличается. При выборе метода нанесения руководствуются требованиями к внешнему виду изображения, наличием средств и времени, личными художественными навыками.

Технология создания фресок

Важно не нарушить технологию, тогда изображение прослужит долго

Даже если не планируется выполнение работы своими руками, специалистов нужно контролировать. От четкого соблюдения ими технологии выполнения работ зависит окончательный результат и долговечность изображения. При нарушении технологического процесса может получиться, что изображение со временем начнет трескаться и осыпаться.

Чтобы создать качественное изображение на стене, понадобится:

  • в качестве основы используют не успевшую высохнуть оштукатуренную в несколько слоев стену;
  • эскиз рисунка нужно подготовить заранее, если он занимает большую площадь, его делят на секции;
  • на влажную штукатурку наносят эскиз, затем разукрашивают его, придерживаясь технологии нанесения.

Технология создания фрески требует умения и мастерства художника. Если нет уверенности в своих силах, лучше пригласить специалиста.

Подбор изображения

Стена, на которую наносят изображение, должна быть открытой и естественно освещенной. Если роспись стен выполняют самостоятельно, лучше выбирать несложное изображение, содержащее не более 3 цветов.

Подготовка поверхности

Подготовьте стену, сделав небольшие выбоины в стене

Чтобы штукатурка крепко держалась, нужно сделать поверхность, на которую будем наносить раствор, максимально шершавой.

Сначала удаляют все отслаивающиеся части строительных материалов.

Для более крепкого сцепления делают перфоратором или отбойным молотком неглубокие выбоины на стене.

Если стена ранее оштукатурена, сбивают раствор в тех местах, где он плохо держится. Грунтовка стены обеспечит хорошее схватывание материалов и способствует обеспыливанию поверхности.

Подготовка раствора

Добавьте в раствор кирпичную крошку или кварцевый песок

Штукатурный раствор готовят на основе свежей извести высшего сорта с добавлением кирпичной крошки или кварцевого песка. Кирпичная крошка продлевает время высыхания раствора, это дает возможность нанести рисунок.

Известь предварительно гасят водой до прекращения в растворе соответствующей реакции. Для этого оставляют выстаиваться известь, залитую водой, на несколько суток.

Состав раствора для каждого слоя понадобится различный. В таблице указаны пропорции смешиваемых материалов:

СлойИзвестьНаполнитель
Для первого слоя1 часть3 части
Для финишного слоя1 часть2,2 части
Для нанесения трех и более слоев1 часть1,8 части

Нанесение штукатурки

Для получения идеально результата нужно четко следовать технологии нанесения. Работу выполняют в несколько этапов, от их выполнения зависит внешний вид и качество рисунка.

Этапы нанесения:

  1. Стену увлажняют за сутки перед выполнением работ, а потом повторно за 1,5—2 часа до нанесения штукатурки.
  2. Первый слой штукатурки наносят путем наброса на хорошо увлажненную стену. Раствор распределяют теркой без разравнивания. Толщина слоя должна быть 3-6 мм.
  3. Раствор в процессе высыхания уплотняют методом постукивания. Чистовую затирку не выполняют. Для хорошего схватывания слоев между собой, должна получиться грубая, шершавая поверхность. Можно придать рельеф, нанося шпателем волнистые линии глубиной до 2 мм.
  4. Каждый последующий слой наносят после высыхания предыдущего. Первый слой самый толстый, он сохнет 10-14 дней.
  5. Увлажнят поверхность, затем наносим второй слой штукатурки. Если на поверхности появился белый налет, его нужно счистить, так как он будет препятствовать связке штукатурных слоев. Возможно нанесение до 7 слоев штукатурки.
  6. Финишный слой должен содержать кварцевый песок (без кирпичной крошки и других добавок). Раствор наносят толщиной 1-3 мм на предварительно увлажненную поверхность. Учитываем, что финишный раствор очень быстро высыхает. Если нет опыта работы, лучше наносить небольшими участками по 0,5 кв.м.

Консистенция раствора должна быть такой, чтобы шпатель, опущенный в него, выходил сухим. Это гарантирует минимальную усадку раствора после его нанесения на стену. Для повышения крепости штукатурки в раствор добавляют рубленую пеньку и льняное волокно.

Нанесение изображения

Даже опытные мастера заранее подготавливают рисунок на плотной бумаге. Прорисовывать каждую деталь необязательно, главное четко выделить контуры основных элементов.

Если композиция имеет большие размеры, ее разрезают на несколько одинаковых частей. Учитывают при выборе размера, что каждая часть должна быть нанесена на стену в один заход.

Мастер-класс по росписи стен смотрите в этом видео:

Контуры рисунка наносят иглой на сырую штукатурку

Пошаговая инструкция росписи стен:

  1. Когда поверхность выровняли, переносят контуры рисунка на влажную штукатурку методом прокалывания иглой по контуру рисунка или выдавливанием. Интересной идеей является перенос контура с помощью обведения контура изображения, передаваемого диапроектором.
  2. Рисовать красками по сырой штукатурке начинают с крупных объектов, постепенно переходят на более мелкие детали. Используют мягкие кисти. Прорисовывают от светлых элементов, постепенно закрашивая более темные участки. По окончании закрашивания проходят вторым слоем, начиная наносить сначала темные тона, затем продвигаемся к более светлым тонам.
  3. Место стыка краев росписи аккуратно подрезают ножом, чтобы получился наружный скос. Накладывают на незаполненные края штукатурку и разглаживают, чтобы не видно было шва. Продолжают роспись.
  4. После того, как проработали рисунок, наносят тени, выделяют основные слои, подкрашивают и лессируют.
  5. После высыхания изображения поверхность нуждается в шлифовке. Затем изображение натирают воском, который защищает поверхность от разрушения и выцветания красок под внешними воздействиями. Подробнее о том, как нанести фреску, смотрите в этом видео:

Пока кисть легко скользит по стене, краска хорошо впитывается, проникая внутрь основы и закрепляясь в ней. Если после мазка остаются борозды, штукатурка высохла, нужно срезать ее на этом участке, нанести новый слой штукатурки и только после этого продолжать наносить рисунок.

После окончания раскрашивания фрески ее нельзя трогать на протяжении 7—14 дней. Краски впитываются неравномерно, поэтому пока поверхность высыхает, насыщенность красок может меняться несколько раз. Когда изображение высохнет, оно приобретет требуемый вид.

Советы

Чтобы изображение оставалось ярким после высыхания, выбирайте более яркие цвета

Чтобы получилось качественное изображение на стене, нужно учесть несколько советов:

  • при выборе красок учитывают, что после высыхания цвет значительно блекнет, нужно выбирать более яркие краски;
  • изображение подбирают так, чтобы, если изменится назначение комнаты, оно гармонировало с оформлением нового помещения. Не стоит выбирать кричащие, раздражающие тона и картины с изображением сцен войны и т.д;
  • пока штукатурка высыхает, помещение нужно защитить от сквозняков, прямых солнечных лучей и резких перепадов температуры;
  • краски наносят с легким прижимом кисти, чтобы не повредить основание. Наносят тонким слоем, толстый слой не полностью впитается в штукатурку;
  • для изображения дымки в пигменты добавляют белила из извести.

Краски наносят от более светлого к темному. Обязательно нужно соблюдать такую последовательность, чтобы светлые тона успели впитаться в штукатурку. Когда художник движется в обратном направлении, видит, где тон поблек и его нужно обновить.

Роспись по сухой штукатурке

Применяют такой вид живописи значительно реже, чем фреску. Называют нанесение рисунка на сухую стену – Альсекко. Подробный мастер-класс по росписи смотрите в этом видео:

Краски для росписи основаны на казеиновом тесте

Так как художник не зависит от процессов высыхания поверхности, этот вид работ не требует скорости выполнения.

Для росписи применяют краски на основе известкового и казеинового теста. Они полностью безопасные для здоровья и подходят для оформления детских комнат.

С такой работой справится профессиональный художник или человек, умеющий хорошо рисовать. Ручная работа неповторима, она стоит дороже, чем нанесение рисунка по готовому эскизу.

Поверхность, являющаяся основой для рисования, должна быть идеально ровной. Обязательно грунтовать стены перед нанесением рисунка.

Перед нанесением изображения поверхность стены увлажняют. Краски наносят в несколько слоев. Каждый последующий слой накладывают после высыхания предыдущего.

Краски для росписи

Рисовать можно по сырой штукатурке водяными, известковыми или темперными красками. Рассмотрим их свойства в таблице:

№Вид краскиХарактеристики
1На водной основеКолеры разбавляют водой, возможно добавление в состав гидрата окиси кальция (известь).
2ИзвестковыеКраски изготавливают на основе известкового теста или известковой воды. Ими удобно вносить правки на высохшей основе.
3ТемперныеПрименяют для ретуширования готового изображения. В состав входят яйца, казеин, сухие пигменты, добавки, замедляющие застывание краски.
4Клеевые

В продаже существует большое разнообразие видов красок для росписи стен по сырой и сухой штукатурке.

Мастер при выполнении работ должен учитывать все нюансы применяемой техники нанесения. Важно не допускать нарушения целостности штукатурного слоя.

Это может произойти, если художник по неопытности пытается смешать накладываемый цвет с невысохшим оттенком предыдущего слоя. Живопись с использованием более 3 цветовых оттенков требует особого внимания и мастерства.

Живопись по сырой штукатурке обретает все большую популярность благодаря возможности создать уникальные изображения на стене.

Источник: https://MoyaStena.ru/shtukaturka/rospis-po-shtukaturke

Как называют роспись стен по сырой штукатурке – Строительство и ремонт

Как называют роспись стен по сырой штукатурке

Если прогуляться по улочкам городов давней постройки, зайти в храмы, то можно увидеть настоящие произведения искусства. Они выполнены внутри помещений на потолках и стенах или прямо на фасадах зданий. Далее познакомимся с этим видом искусства подробнее.

Общая информация

Роспись по сырой штукатурке называется фреской. Этот стиль корнями уходит во второе тысячелетие до нашей эры. Люди начинали заниматься росписью еще во времена эгейской культуры. Для этого использовались краски, в которых клей и казеин были связующими веществами.

Исторические сведения

Техника напоминала а секко. Что это значит? Речь идет о стенной живописи по сухой штукатурке. В то время материалы были легкодоступны. Кроме того, исполнение отличалось простотой.

В античный период это сильно повлияло на популярность фресковой росписи. Вместе с тем изделия отличались практичностью и долговечностью.

Во времена зарождения и расцвета христианства данный стиль часто использовался для украшения внешних и внутренних поверхностей соборов и каменных храмов.

В Древней Руси роспись стен (фото представлено ниже) была смешанного типа. Использовались различные способы. Живопись по сырой штукатурке красками дополнялась темперно-клеевым методом.

С помощью него прорабатывался фон и верхние прописки. Также использовались разнообразные связующие материалы (яйцо, растительные клеи и так далее).

Что касается периода эпохи Возрождения, то для измерения мастерства художника основополагающим стало владение искусством фрески.

Именно в этот период в Италии живопись по сырой штукатурке достигла пика в своем развитии.

С давних времен в Италии после вынесения окончательного решения относительно композиции и структуры письма, а также выполнения эскиза создавался картонный макет. На нем художник мог воспроизвести свои замыслы. Это касается структуры и цвета композиции в полном масштабе.

Если же роспись по сырой штукатурке была слишком большой, то поверхность делили на участки. Разграничение делалось по контурам деталей, которые обычно находились в затемненных областях. Благодаря этому в дальнейшем шов разделения цветов был малозаметным. Для переноса их контуров использовалось передавливание или проколы через кальку.

Подготовительный слой тщательно разглаживался, для того чтобы избежать подтеков.

Художественная роспись стен является довольно трудоемким занятием. В данном случае требуется большой опыт работы. Роспись продолжается до тех пор, пока кисть легко скользит по поверхности. Техника живописи по сырой штукатурке имеет ряд особенностей.

К примеру, если кисть начнет оставлять за собой борозды на поверхности, это будет означать, что краска больше не проникает внутрь и, соответственно, не закрепляется. Необходимо срезать данный участок. Прежде чем продолжать роспись, требуется нанести новый слой. Живопись по сырой штукатурке является своеобразной в плане техники выполнения.

Изначально накладываются исключительно светлые цвета в соответствии с заготовленным эскизом. После этого наступает очередь средних оттенков и только потом — темных. Далее начинается обратный процесс. Осуществляется переход от темного к светлому. Благодаря этому последние тона впитываются, и их можно подкорректировать в тех местах, где они получились слишком блеклыми.

После того как окончательно завершится роспись стен (фото в статье иллюстрируют несколько вариантов готового рисунка), а раствор полностью высохнет, начинается шлифовка и натирка воском. При этом с предыдущих слоев аккуратно снимаются высохшие области незаполненного грунта.

Изготовление сопутствующих материалов

Живопись по сырой штукатурке основывается на естественных свойствах, присущих извести. Дело в том, что при высыхании из жидкого вещества она постепенно превращается в коллоидно-кристаллическое. От качества извести зависят многие факторы.

К примеру, сохранность законченного изображения, а также весь ход работы. Поэтому, для того чтобы получилась красивая живопись на стене, требуется специальная штукатурка. Нужен самый лучший сорт хорошо обожженной извести.

Далее необходимо «загасить» ее.

Для этого нужна емкость, наполненная достаточным количеством воды. Туда осторожно всыпается известь. Требуется соблюдать аккуратность. Во время гашения известь очень сильно нагревается.

Затем ей нужно дать выстояться в воде. Необходимо, чтобы она пробыла в мокром состоянии как можно больше времени. Желательный минимальный период – год.

Однако в некоторых случаях загасить известь заблаговременно не представляется возможным.

Поэтому допускается использование растворов с гораздо меньшим сроком выдержки.

Дополнительные элементы

Длительность периода, в течение которого будет держаться художественная роспись стен, во многом зависит от используемых материалов. Наполнитель для раствора традиционно имеет несколько вариаций. Кирпичная крошка по-прежнему считается самой лучшей из них. Она имеет массу преимуществ.

Вода в сыром штукатурном растворе, а также разведенная в ней известь при намокании кирпича входят в его поры. В процессе высыхания все это очень медленно выходит на поверхность. Таким образом, период засыхания штукатурки продлевается. Растягивается и время работы над изображением.

Что касается постепенности высыхания, то благодаря ему обеспечивается глубокое «прорастание» кристаллов извести в основание.

Альтернативные варианты

Кирпичная крошка — это не единственный материал, который может дольше сохранить живопись по сырой штукатурке. В данном случае альтернативой является песок.

Стоит отметить, что рекомендуется применять именно речной. Дело в том, что он отличается самыми разноразмерными крупицами. По этой причине речной песок обладает таким свойством, как высокая плотность.

Данный фактор является очень важным.

Это обусловлено тем, что известь, входящая в штукатурный раствор, технически превращается в минеральный «клей». С помощью него частицы наполнителя скрепляются между собой.

КПД извести тем больше, чем они плотнее прилегают друг к другу. Так штукатурное покрытие становится прочнее. Льняное волокно (его еще иногда называют рубленой пенькой) является наполнителем, причем не менее важным, чем песок.

Благодаря ему штукатурный слой становится гораздо менее хрупким.

Он приобретает устойчивость к небольшой деформации, а также дополнительную пластичность.

Перед тем как начинать роспись стен по сырой штукатурке, необходимо все тщательно подготовить. В особенности это касается панелей, на которые будут наноситься материалы. Кирпичная стена – самое лучшее основание для фрески. Если предстоит работать с бетоном, то рекомендуется сделать его поверхность неровной.

Допускается создание выбоин и неглубоких отверстий. В данном случае не обойтись без ручных отбойных молотков. Также можно воспользоваться перфоратором. Такой инструмент имеет функцию отбойного молотка. Встречаются случаи, когда стена для фрески предварительно оштукатурена. Тогда нужно постараться сбить старый слой.

Если есть места, где это не удается, нужно просто очистить их от грязи, пыли и краски.

Основной процесс

Штукатурный раствор наносится в 2-3 слоя. Перед этим рекомендуется хорошо смочить основание. Если грунт трехслойный, то первый из них должен хорошо просохнуть. Затем он смачивается водой до полного насыщения. Далее наносится остальное покрытие. Технология двухслойного грунта несколько отличается от предыдущего варианта.

В этом случае первому покрытию дают основательно окрепнуть. Однако полное высыхание не допускается. После этого можно наносить последний слой штукатурки. Именно он заглаживается под живопись. Это и есть интонако.

Для того чтобы можно было наносить последующие слои, поверхность штукатурки очищают от образующейся известковой корки при помощи шпателя.

Работа с интонако

Этот слой наносится так, чтобы штукатурку можно было начать использовать уже через полчаса (максимум 1,5 часа). Минимальное количество заглаживаний поверхности – два раза. Это делается перед тем, как начинается роспись стен.

Живопись – процесс достаточно сложный, и могут быть ошибки. Для того чтобы избавиться от них, художник может воспользоваться шпателем, заравнивая и прижимая дефекты. Таким образом нарушается образующаяся кристаллическая корка.

Маленькие нюансы

Любая фресковая штукатурка в процессе высыхания дает небольшую усадку. Это во многом зависит от раствора: чем он гуще, тем последняя меньше. Так, рекомендуется минимальное количество воды.

Во многих древних источниках указывается, что известь, которая подходит для штукатурного замеса, прежде всего проверяется по такому параметру, как густота.

То есть шпатель, окунаемый в раствор, должен оставаться сухим.

Основная работа с фреской

Написание фрески должно происходить быстро, но в то же время без поспешностей. Желательно, чтобы время, затраченное на размышление и переделки, было сведено к минимуму. Мастер должен заранее представлять окончательный вариант будущего изображения, причем во всех деталях. То есть требуется ясная схема, которая будет отражать порядок работ.

Небольшие советы

Специалисты рекомендуют пользоваться следующим методом. Всю работу можно условно разделить на три этапа, среди них:

  1. Создание рисунка.
  2. Работа с локальными тонами.
  3. Разделка изображения с помощью света и теней.

При такой последовательности работы полезность высыхающей извести используется максимально.

Алгоритм действий

На начальном этапе работы штукатурка будет еще достаточно сырой. В это время делается рисунок. Причем процесс его создания заключается в творческом поиске и нахождении лучшей выразительной «конструкции». С технической точки зрения это объясняется так: в первоначальный план изображения на этапе рисунка могут быть внесены требуемые исправления.

Однако к его окончанию для каждого локального цвета должны быть четко определены пространственные границы. После того как создание рисунка завершится, необходимо «раскрыть» изображение. Для этого по всей его поверхности наносятся локальные цвета. При этом белых пятен не оставляется. Далее наносится новый поверхностный слой. Он состоит из пигмента, растворенного в воде.

Источник: https://newcomfortart.com/kak-nazyvayut-rospis-sten-po-syroy-shtukaturke/

Живопись по сырой штукатурке: техника исполнения

Как называют роспись стен по сырой штукатурке

Технология живописи по сырой штукатурке используется многие сотни лет, такие картины называются фресками. В давние времена они рисовались в церквях и монастырях, потом их можно было встретить в самых престижных зданиях, в том числе и дворцах.

Затем она забылась и применялась только реставраторами во время восстановления произведений искусства. В наше время такой декор используется при оформлении различных интерьеров, в том числе и жилых.

Как выполняется живопись по сырой штукатурке, и можно ли сделать ее самостоятельно?

Живопись по сырой штукатурке

Особенности работ

Несмотря на высокую декоративность такой отделки, применяется она не слишком часто, даже при оформлении современных храмов. Причин такому явлению несколько.

  1. Сложность подготовки специального основания. Далеко не каждый может качественно и с учетом всех требований оштукатурить стену. Здесь используют особый рецепт приготовления смеси, к тому же, существуют свои тонкости ее нанесения.
  2. Процесс идет очень медленно, художники не могут работать с квадратного метра. Живопись по сырой штукатурке существенно отличается от традиционного создания картин, это намного сложнее и требует соблюдения очень многих специальных технологических условий.
  3. Высокая цена отделки помещений. Одна стена стоит значительно больше, чем полная финишная отделка всех поверхностей помещения. Это делает недоступным использование таких рисунков для абсолютного большинства наших соотечественников.

Рисование таких картин на стенах требует большого мастерства и опыта

Как видите, профессиональную живопись по сырой штукатурке (фрески) может делать только ограниченный круг лиц.

Но для декора жилых помещений все эти требования не принципиальны, поэтому для выполнения подобных работ достаточно иметь талант к рисованию и базовые навыки штукатура.

Ну а если позволяют средства, лучше всего нанять для этого специалиста. Теперь можно кратко знакомиться с особенностями технологии.

Алгоритм выполнения

Все действия разбиваются на несколько этапов, только точное выполнение каждого из них может обеспечить надлежащее качество. Даже малейшие отклонения от используемой технологии обязательно будет иметь крайне негативные последствия.

  1. Выбор места нанесения рисунка и его тематика. Эти вопросы решает художник совместно с заказчиком. Принимаются во внимание не только архитектурные особенности помещения, но и качество освещения, выбранный стиль, сюжет рисунка и т. д. Еще один важный фактор – нужно обращать внимание на материалы изготовления стен, на которых планируется делать живопись. Они должны быть только из полнотелого красного кирпича, все остальные современные строительные материалы по своим физическим параметрам категорически не подходят. Не может быть и речи о гипсокартонных, пенобетонных и прочих современных материалах.

    Определившись с тематикой рисунка, готовят его эскиз

  2. Подготовка основания. Живопись по сырой штукатурке выдвигает очень жесткие требования к основанию, надо иметь в виду, что материалы не производятся строительными компаниями, все они готовятся лишь вручную. От качества основания зависит не только долговечность рисунка, но и насыщенность тонов, устойчивость к выгоранию.

    Качество подготовки основания имеет решающее значение

  3. Нанесение рисунка. Рисование на холсте или сухой стене по технологии категорически отличается от живописи по сырой штукатурке. Очень немногие сегодняшние художники могут заниматься этим делом. Надо иметь специальную подготовку и глубокие знания, только такие исполнители могут выполнить поставленные задачи.

    Нанесение рисунка — самый творческий процесс

Теперь можно кратко ознакомиться с особенностями каждого этапа.

Подготовка поверхности стены

К этому этапу надо относиться очень ответственно. Дело в том, что традиционная технология запрещает применение современных материалов и пропиток для повышения показателей адгезии, предупреждения растрескиваний и отслоений. Долговременный эффект надо достигать иными методами.

Таблица. Этапы подготовки основания

Наименование операцииОсобенности и порядок выполнения
Удаление старого слоя штукатуркиВыполняется лишь в тех случаях, когда стены уже отделаны по современной технологии. Как мы уже упоминали, здание должно быть только из полнотелого красного кирпича, другие варианты в принципе не могут рассматриваться. Старая штукатурка удаляется во всех случаях, не имеет значения, хорошо она держится или нет. Причина – для живописи по сырой штукатурке есть жесткие требования, она не может иметь в своем составе цемент. В те далекие времена этот строительный материал известен не был, а все современные смеси изготавливаются с его использованием. Цементные покрытия не имеют тех физических характеристик, которые требуются для фресок. Для оштукатуривания готовятся специальные составы, о них мы подробнее расскажем в статье немного ниже.
Подготовка поверхности к оштукатуриваниюНадо принимать все меры для увеличения прочности сцепления штукатурки. Поверхности не только очищаются от пыли и грязи, но и сильно увлажняются. Если кладка гладкая, то делаются насечки. Стены надо выровнять, перепад поверхностей по неровностям не может превышать одного сантиметра, а общая толщина всех слоев покрытия в пределах 2–4 см. Нарушение этого требования приводит к тому, что краска неравномерно проникает в штукатурку, а это становится причиной неконтролируемого изменения оттенков после высыхания.
ОштукатуриваниеНикакие грунтовки перед началом работ не используются, это грубое нарушение технологии, оказывающее крайне негативное влияние на конечный результат и долговечность фрески. Штукатурка наносится в несколько слоев, перерыв между ними может достигать 10–14 дней. Конечное решение принимается опытным мастером в зависимости от фактических условий и состояния покрытия.
Финишное покрытиеЧаще всего это делают сами художники перед нанесением рисунка. Финишное покрытие выполняется только раствором качественной специально подготовленной извести.

Теперь следует рассмотреть некоторые этапы более подробно.

Особенности оштукатуривания

Конкретные пропорции выбираются мастером. При этом принимаются во внимание размеры здания, показатели микроклимата в помещении, особенности пользования сооружением по временам года.

Все эти факторы оказывают прямое влияние на условия эксплуатации здания и параметры микроклимата в нем. Эти характеристики, в свою очередь, влияют на конкретный состав штукатурки.

В среднем необходимо на одну часть извести примерно четыре части песка, но это не конкретный рецепт, а только примерная рекомендация без учета наполнителей и прочих индивидуальных добавок.

Приготовление штукатурного раствора

Цена на строительный миксер

Строительный миксер

Штукатурка наносится в несколько этапов.

Шаг 1. Намачивание стены. Воды надо много, кирпич должен ее впитать максимальное количество и на максимальную глубину. В некоторых случаях для этого требуется несколько дней, время определяется мастером на основании личного практического опыта и интуиции. Чем больше воды впитает стена, тем дольше штукатурка будет сырой, а это очень важное условие.

Широкой кистью обильно смачивают поверхность стены водой

Шаг 2. Два-три черновых слоя. Наносятся они по очереди, общая толщина в пределах 3 см. Почему надо делать несколько тонких черновых накидок? Связано это с физическими особенностями раствора для штукатурки.

Если его сразу набрасывать толстым слоем, то покрытие будет иметь много воздушных карманов различного размера, никакими гладилками их не удалить. Воздушные пузырьки оказывают крайне негативное влияние на прочность и долговечность штукатурки.

По этим параметрам она и так намного уступает составам на основании цемента.

Наносят черновой слой штукатурки

Шаг 3. Делают финишный выравнивающий слой толщиной не более 4 м. Здесь уже применяется раствор только из песка и извести, наполнителей нет. Этот слой выполняет функцию основания, он должен быть максимально ровным и однородным. Наличие в нем пеньки и кирпичной крошки не дает возможность краскам равномерно впитываться в сырую поверхность стены.

Наносят выравнивающий слой

Шаг 4. Несколько слоев побелки качественной известью. Такие работы выполняются живописцами непосредственно перед рисованием. Известковая побелка заменит холст для картины.

Завершающий этап подготовки — побелка известью

Важно. В помещении должны полностью отсутствовать сквозняки. На время создания рисунка плотно закрываются окна и двери.

Далее начинается творческий процесс рисования фрески.

Рисование картины

Шаг 1. Подготовка эскиза. Перед началом работы рисуется эскиз композиции, детали не прорисовываются, делается только контур предметов и людей.

Вариант эскиза для фрески

Шаг 2. Перенос эскиза. Вначале размечается площадь и определяется масштаб переноса. Наносятся главные точки привязки, по ним делается первичная вырисовка. Если изображение небольших размеров, то эскиз переносится методом перекалывания: бумага прикладывается к поверхности стены, метки делаются острым кончиком карандаша.

При переносе эскиза на стену следует точно соблюдать пропорции

Шаг 3. Консервация рисунка. После переноса делается так называемый процесс консервации состояния поверхности стены. Фреска полностью закрывается тонкой технической пленкой, она отлично приклеивается к свежей побелке.

Воздушные пузырьки удаляются губкой или валиками, за счет чего обеспечивается плотное примыкание. Такой метод позволяет поддерживать штукатурку сырой длительный период времени, а для рисования открывать только те участки, которые можно относительно быстро завершить.

Конечно, при этом принимается во внимание особенности композиции, работать необходимо над целым образом, а не его частями.

Часть стены закрывают пленкой, чтобы штукатурка не высохла

Шаг 4. Мастер определяет, какой кусок картины он может нарисовать за день и освобождает от консервации соответствующую площадь стены.

Пленка вырезается острым лезвием очень аккуратно, на стене не должны оставляться следы. Поверхность под пленкой постоянно сырая, но не настолько влажная, чтобы это мешало нанесению краски.

Определить готовность стены к работе может только опытный живописец.

Для прорисовки очередного фрагмента часть пленки аккуратно удаляют

Практический совет. Если по каким-либо причинам влажность недостаточна, то ее необходимо увлажнить пульверизатором и побелить белилами. Они прозрачные, контур хорошо просвечивается.

По ходу работы рисунок может немного изменяться и корректироваться. Процесс написания надо делать довольно быстро, кисти должны быть мягкими и не оставлять следов на стене. Консистенция краски зависит от стиля фрески. В одних случаях она пастообразная, а в других жидкая и наносится в три-четыре слоя. Общая толщина может достигать нескольких миллиметров.

Краски для росписи по сырой штукатурке

На сырой стене краски отлично соединяются, а кальций при выходе наружу из извести покрывает их защитной пленкой. Российские традиции написания фресок предусматривают использование густых красителей, утверждения о том, что рисунки тонкие и полупрозрачные, являются заблуждением.

Метод работы выбирается живописцем, он принимает решение по ходу работы. Рисование фресок имеет свои требования и правила, мастер много лет изучает их и только после этого имеет право заниматься такими работами. Не стоит надеяться, что вам с первого раза удастся создать настоящий рисунок по сырой стене.

Мастерству подмастерья у опытных художников учатся длительный период времени.

Цены на различные виды акриловой фасадной краски

Краска акриловая фасадная

Живопись по сырой штукатурке – самый дорогой метод отделки помещений, и теперь у вас есть понимание технологии процесса. Такие работы могут делать только профессиональные художники, самостоятельно можно наносить лишь самые простые композиции и по упрощенной технологии.

Разрисованные стены требуют эксклюзивного дизайна помещений, оно должно напоминать старинные здания. Желательно делать все оконные и дверные проемы арочного типа.

На страницах нашего сайта есть подробная статья по технологии изготовления арок из гипсокартона, рекомендуем ознакомиться с ее содержанием.

Рекомендуем похожие статьи

Источник: https://mebel-expert.info/zhivopis-po-syroj-shtukaturke/

Живопись по сырой штукатурке водяными красками: подготовка и технология

Как называют роспись стен по сырой штукатурке

Живопись по сырой штукатурке называется фреской. Слово это происходит от итальянского fresco — «свежий».

На сегодняшний день это не самая популярная идея в оформлении интерьеров, куда чаще используется роспись по сухой стене.

Сухая роспись позволяет работать без жестких временных рамок, нетребовательна к основанию и главное — может быть выполнена человеком, не обладающим квалификацией художника, по шаблонам. С фреской этот номер не пройдет.

Искусство росписи по сырой штукатурке зародилось в античном Средиземноморье. Популярностью своей этот метод был обязан дешевым краскам, которые изготавливались из местного минерального сырья и разводились водой.

В Риме фресковая живопись украшала дома богатых людей и общественные здания, примеры таких работ можно увидеть в Помпеях и Геркулануме, где живопись хорошо сохранилась благодаря стоящему рядом Везувию: города были засыпаны пеплом в начале нашей эры.

Свое развитие фреска получила в Средние века, где она стала непременным атрибутом храмов. Особенно славились итальянские мастера, у которых фреска была признаком высшего пилотажа художника.

Услуги по фресковой живописи пользовались заслуженным спросом: такая роспись была практически вечной, ведь краска впитывалась в штукатурку и схватывалась вместе с ней.

При высыхании она несколько блекла, но это компенсировалось главным назначением фрески: она делалась в больших интерьерах, где впечатление от живописи получалось на некотором расстоянии от него.

Живопись по сырой штукатурке господствовала в храмах вплоть до XVIII века, постепенно вытесняясь другими формами оформления интерьера.

Суть процесса

Известковая штукатурка, состоящая из гашеной извести и песка, наносится на стенку в несколько слоев, верхний из которых и покрывается живописью.

Краски для фрески водорастворимые, готовятся на известковой, казеиновой или силикатной основе.

При нанесении на сырую штукатурку они впитываются в нее и по мере схватывания раствора так в нем и остаются, окрашивая карбонат кальция. С точки зрения химии этот процесс выглядит так:

Са (ОН)2 + СО2 = СаСO3 + Н2О,

где Са (ОН)2 — гашеная известь (гидроксид кальция), СО2 — углекислый газ.

Полученная таким образом картина является неотъемлемой частью стены, и смыть ее не получится. Можно лишь закрасить или сбить штукатурку совсем.

Нужна ли фреска в квартире

Фреска является одним из видов монументальной живописи. В отличие от станковой, когда картину вы можете снять и перевесить в другое место, со стенной росписью так не получится.

Изначально любое монументальное искусство было рассчитано на то, что оно является не самостоятельным произведением, а частью всего комплекса. Может быть, это будет грубо сказано по отношению к работе художника, но фреска в квартире станет альтернативой окраске или обоям, только с более высокой стоимостью.

Перед тем как решиться на такое украшение вашей стены (или потолка, если высота позволяет), продумайте композицию, которую вы там разместите.

Лучше даже проконсультироваться по этому поводу со специалистом. Дело в том, что понравившаяся вам картинка может совершенно не вписываться в ваш интерьер.

То, что хорошо смотрится под куполом собора, совершенно не подойдет для декорирования стены в хрущевке.

Еще один важный момент, о котором хочется предупредить — это квалификация. Чаще всего современные художники не обладают навыками штукатурных работ, а у штукатуров совсем плохо с художественными талантами. Мастера Средневековья владели и тем, и другим, им было проще. У вас есть два выхода из создавшегося положения:

  1. Нанять художника и работать в паре, освоив штукатурные работы.
  2. Попробовать все сделать самостоятельно.

Одно важное предупреждение: если у вас нет никаких знаний о свойствах красок, композиции, светотени, и вообще художественных навыков, не стоит начинать учиться на фреске. Поверьте, это не тот случай. Вы будете загнаны в узкие рамки схватывания слоя штукатурки и, скорее всего, испортите и стену, и материал. Оценивайте свои возможности реально.

Материалы и технология штукатурных работ

Живопись по сырой штукатурке водяными красками состоит из двух этапов — штукатурных работ и росписи. Причем оба этих процесса накладываются друг на друга. Поэтому каждый этап рассмотрим подробно.

Фреска выполняется по самому распространенному в советское время штукатурному покрытию — известково-песчаному раствору.

Этот раствор разводится в пропорции 1:4, где 1 — это гашеная известь, а 4 — песок. Финишные слои разводятся в пропорции 1:2,5, и вместо песка желательно использовать порошок из тертого кирпича.

В продаже известь бывает в виде известкового теста, порошка негашеной извести и порошка-пушонки (гашеной). Дешевая известь производится из отходов производства и является тощей: содержание оксида кальция в ней меньше, и гасится она медленно; иногда гашение занимает год.

Использование низкокачественной извести под фреску не рекомендуется.

Из-за медленного гашения и множества примесей она будет давать высол, из-за которого может отстать от стены и образовывать некрасивые потеки на поверхности штукатурного слоя, а то и вовсе расслаиваться.

Раньше художники известь тщательно промывали и перемешивали, добиваясь полного гашения. Сейчас есть возможность приобрести чистую известь и погасить ее дома, а если нет для этого места — купить пушонку.

Песок для раствора должен быть чистым. Оптимальный вариант — это речной песок. Песок лучше просеять через мелкое сито: в отличие от кладочных растворов, штукатурные любят мелкий песок, растворы на нем более пластичные. Если вам жалко времени, то сделайте просев хотя бы на верхние слои.

Этапы работы

Оштукатуривание стен производится в три этапа:

Это как минимум три слоя. Максимальное число может достигать семи, и для известковых растворов это важно. При нанесении слоя более 1 см такая штукатурка имеет свойство трескаться, поэтому заранее оцените кривизну вашей стены, может быть, понадобятся дополнительные наметы.

Самым лучшим основанием для известковых растворов является кирпичная стена, чуть хуже — бетонная. Если ваша стена оклеена обоями, то их необходимо снять, равно как и нижележащие слои старой штукатурки, особенно если она плохо держится. Кривую стену необходимо армировать.

Для этой цели может подойти штукатурная сетка, причем под фреску лучше использовать изделия из полимерных материалов. Раньше мастера в нижние слои замешивали солому, в верхние — льняное волокно.

Сейчас в них нет необходимости, но укрепление излишне толстого слоя будет нужно обязательно.

К стене крепятся временные маячки, которые служат для выравнивания первого слоя. Набрызг можно производить мастерком или с насоса (в промышленных объемах пользуются именно им).

Излишки снимаются при помощи правила. Если набрызг получается толстым, имеет смысл растянуть его на 2—3 раза, так вы избежите трещин.

Сетку в таком случае лучше ставить именно в этот слой, предварительно вытащив маячки.

Когда набрызг частично схватится, можно приступать к грунтованию. Для этого нужен более густой раствор, который наносится на стену мастерком и перетирается полутерком. Излишки снимаются правилом. При этом важно контролировать качество работ уровнем и тем же правилом — именно на этом этапе завершается геометрическое выравнивание стены.

Раствор для укрывного слоя делается более жидким, в качестве заполнителя используется мелкий песок или тертый кирпич. Последний предпочтительнее, поскольку хорошо задерживает влагу, необходимую для полноценного схватывания раствора. Слой укрывки невелик, не более 2—5 мм, и наносится он при помощи терки.

Важно: за один прием для фресковой живописи наносится столько укрывки, сколько вы в состоянии покрыть фреской. Поэтому производительность труда лучше определить заранее. Опытный мастер в день расписывает 6—9 квадратных метров, но все зависит от выбранной композиции. Внимание к деталям резко снижает производительность.

Краски и их применение

Поскольку известковый раствор обладает щелочной реакцией, при замесе красок требуются щелочеустойчивые пигменты. К таким пигментам относятся:

  • киноварь;
  • оксид хрома;
  • охра;
  • ультрамарин;
  • сажа;
  • мумия;
  • перекись марганца;
  • железный сурик;
  • умбра;
  • лимонный;
  • бордо;
  • сиена;
  • оранжевый;
  • алый.

На сегодня таких пигментов намного больше, но при покупке всегда учитывайте два фактора — растворимость в воде и устойчивость к щелочам. Невнимание ко второму может обернуться как изменением цвета, так и полным обесцвечиванием.

Если вы сомневаетесь в том, как поведет себя пигмент в дальнейшем, можно посоветовать испытать его. Для этого разведите его в том составе, которым планируете работать (вода и известь, вода, известь и казеин), и нанесите на предварительно заготовленный кусок штукатурки.

Если вы новичок, следует сделать это со всеми пигментами.

Разводится краска негусто, при нанесении нужно пользоваться мягкой кистью.

Если вы расписываете стену впервые, имеет смысл заготовить шаблон на бумаге в натуральную величину.

Его прикладывают к стене и иголкой протыкают контуры основных фигур, чтобы получить отпечаток на штукатурке. После этого контуры можно начать обводить.

Лучше начинать со светлых слоев, переходя постепенно к более темным. Хорошо работает послойное нанесение, позволяя финишному цвету лучше проявить себя.

Светлые участки можно выбелить разведенной гашеной известью, и только потом наносить основные цвета.

По окончании рабочего дня не заполненную росписью штукатурку следует срезать наискось канцелярским ножом на толщину укрывного слоя, чтобы шов в последующем был незаметен.

Некоторые варианты красок

Помимо простых водных и казеиновых растворов, существуют способы разведения красок на яйце и жидком стекле.

Краски, полученные смешиванием пигмента с яйцом, называют темперными. Они прекрасно подходят для известковых оснований, поскольку яичный белок альбумин реагирует с известью, в результате чего получается очень прочное вещество — кальция альбуминат.

Разводят темперные составы на квасе, пиве или вине, добавляя в них яичные составляющие и пигмент. Желток как основа имеет серьезный недостаток — высохшая краска, разведенная на желтке, теряет яркость. Положение может спасти покрытие, но при этом такая живопись перестает быть собственно фреской. Белок в этом отношении работает куда лучше.

Темперная живопись более плотная и лучше сохраняет тон.

Для росписи наружных стен хорошо подходят краски на основе жидкого стекла. Они разводятся на палитре, а в качестве укрывного слоя под них лучше всего подойдет раствор 1:4, то есть 1 часть извести и 4 части трепела. Эта пористая горная порода очень хорошо впитывает краску. При контакте с известью жидкое стекло дает очень устойчивую и нерастворимую субстанцию намного прочнее фрески.

Если вы взвесили все за и против и решились на фреску в вашем доме, подойдите к процессу немного не так, как к станковой композиции.

Хорошая фреска создает настроение на некотором расстоянии. Мелкие детали на ней прописать сложно, да и не нужно.

Куда лучше будет уделить внимание контурам, цветам и светотени, ведь именно от них зависит, впишется ли фреска в интерьер вашего жилья.

Источник: https://planken.guru/vnutrennyaya-otdelka/shtukaturka/zhivopis-po-syroy-shtukaturke-vodyanymi-kraskami.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.